С чего все начиналось?

Декоративно-прикладное творчество – направление деятельности «Инклюзивного ресурсного центра», которое начало развиваться с 2018 года и поначалу представляло собой скорее развлекательные мастер-классы, не связанные общей программой. Участники расписывали значки, делали простые украшения из кожи и другие несложные поделки.

Во время форума «iВолга-2018» мы запустили такие мастер-классы в «Инклюзивном городке» в свободное время. Это начинание получило большой отклик среди участников: едва ли не каждый вечер обитатели «Городка» занимали все свободные места в обеденной зоне и что-то мастерили. Тогда и стало понятно, что в инклюзивном сообществе есть потребность в подобном творчестве. И раз люди хотят этому учиться, а мастера – обучать, инклюзивное творчество было просто обязано развиваться и дальше! И, когда в начале 2019 года на средства Фонда президентских грантов был запущен проект «Инклюзивное движение России», одним из его направлений стало «Декоративно-прикладное искусство».

Тогда в программе инклюзивных мастерских появилось много новых творческих направлений: живопись, бисероплетение, роспись, валяние из шерсти. Из кожи стали делать не только украшения, но и более практичные изделия: кошельки, сумки, ремни. А один из преподавателей даже отправился на стажировку в Пензу, где в мастерской «Капля солнца»  изучил основы гончарного мастерства, чтобы потом обучать ему самарских ребят. Также для мастерских был закуплен лазерный станок для резки фанеры, с помощью которого можно делать шкатулки, чайные домики, различные праздничные украшения и прочие заготовки, которые участники мастер-классов затем с удовольствием расписывали вручную.

Однако в структуре занятий поначалу практически ничего не поменялось: это по-прежнему были мастер-классы, на которых участники что-то мастерили и забирали получившиеся поделки домой, а на следующем занятии их ждало новое задание. Конечно, какое-то подобие программы уже появилось, и сложность работ росла от занятия к занятию. Но участники вполне могли пропускать отдельные мастер-классы, не замечая при этом никакого отставания от своих сверстников. К чести ребят стоит сказать, что они старались свести пропуски к минимуму, ведь на занятиях их ждала не только возможность сделать что-то новое своими руками, но и дружеская атмосфера, которая для многих стала важнейшей составляющей этих мастер-классов.

От поделок «для себя» – к широкому признанию

В таком, немного расслабленном режиме, пролетели первые полгода обучения. За это время участники смогли выбрать себе направление по душе и овладеть в нём довольно серьёзными навыками. После этого они стали делать не просто поделки для себя, а такие вещи, которые не стыдно подарить друзьям или даже – выставить на аукцион! Собственно, именно такой аукцион, на котором были представлены работы учеников, и стал «финальным аккордом» всего курса обучения.

В течение августа 2019 года ученики вместе с мастерами думали, что же такое особенное можно сделать к аукциону, а потом три месяца потратили на осуществление своих замыслов. В результате на аукционе «Тёплые вещи» было выставлено множество просто потрясающих лотов! Коллекция тарелок «Осенняя рапсодия», набор ваз под цветы, деревянный кукольный домик, набор подушек и детское одеяльце в стиле французской вышивки… Перечислять всё в рамках этой статьи вряд ли нужно, отметим отдельно лишь ещё одну работу – комплект из трёх картин на самарскую тематику, выполненных не красками, а… шерстью! Над этим триптихом трудился не один человек, а целая дюжина, с инвалидностью и без. В итоге плод их кропотливой и слаженной работы приобрёл один из самарских депутатов.

А одним из самых популярных (и неожиданным для всех) лотов аукциона стала книга «Лабрадушные истории» — сборник рассказов, написанных незрячими людьми из разных городов России от лица их собак-поводырей. Инициатором создания такой книги и одним из её авторов стала сотрудница Центра Ольга Лифанова. Именно на аукционе «Тёплые вещи» об этой книге впервые узнала широкая общественность, и за первый экземпляр развернулись нешуточные торги. Впоследствии было выпущено ещё 80 экземпляров «Лабрадушных историй», которые были распространены среди библиотек и школ Самары, но это уже совсем другая история…

Первый сезон Школы ДПИ – и первые сложности

Аукцион «Тёплые вещи» в очередной раз продемонстрировал востребованность инклюзивного декоративно-прикладного творчества, а уж как были воодушевлены его успехом участники мастер-классов!.. Но продолжать бессистемное обучение было нельзя, необходимо двигаться дальше, это понимали и мастера, и руководство Центра. Потому следующим логичным шагом стало создание инклюзивной Школы декоративно-прикладного искусства. Мастера разработали программы для своих направлений, которые позволяли в течение нескольких месяцев освоить ту или иную технику, а также получить базовые знания, которые позволят ученикам расти дальше в творческом плане. Кроме того, был введён контроль посещаемости (пусть и не очень строгий, но всё же…). В результате на занятиях ученики смогли не просто давать выход своей творческой энергии, но и получать ремесленные навыки, которое в дальнейшем смогут превратиться в настоящую профессию и приносить доход. Так появились инклюзивные мастерские «PODELKI».

В Школе было представлено три основных направления: текстильная мастерская, ученики которой занимались вязанием, валянием шерсти и вышивкой, художественная мастерская, где обучали декоративной росписи и графике, и гончарная мастерская – тут разделения на отдельные направления не было, и ученики последовательно изучали различные техники изготовления и росписи керамики. Большое количество направлений даёт возможность каждому ученику выбрать то, что ему лучше всего подходит, ведь кому-то легче даётся графика, а кому-то шитьё, и важно вовремя заметить эти склонности и направить энергию ученика в нужное русло.

Первый сезон обучения стартовал в январе, а уже в апреле ученики должны были представить свои итоговые работы, защитить их и получить сертификат. Но пандемия внесла свои коррективы в эти планы… К счастью, все мастера быстро сориентировались в сложившейся ситуации и перевели свои занятия в онлайн-формат. Ученики осваивали программу по видеозаписям и прямым трансляциям уроков, а куратор Школы ДПИ развозил им все необходимые для занятий материалы по домам. Подробнее о том, как работала Школа ДПИ на самоизоляции, вы можете прочитать в этой статье: https://vk.com/@inclusiacenter-kak-rabotaut-inkluzivnye-masterskie-na-samoizolyacii

Такой режим обучения даже имел свои преимущества: ученики гончарной мастерской за неимением гончарного круга практически в совершенстве овладели техникой ручной лепки, а те, кто выбрал направление «Текстиль», смогли освоить сухое валяние, для которого требуется много времени, и потому его не было в изначальной программе. Так что ребята не сидели без дела и, когда режим самоизоляции был наконец снят, уже были готовы к работе над своим выпускным проектом. В итоге, в июле все блестяще защитили свои работы и получили долгожданные дипломы. По итогам этой защиты была подготовлена виртуальная выставка, где можно не только посмотреть на работы учеников, но и познакомиться с их авторами и мастерами Школы: https://vk.com/@inclusiacentre-online-vdohnovenie-virtualnaya-vystavka-vypusknikov-inkluzi

Итоговые работы учеников также принимали участие и в «живых» выставках, а часть изделий пошла на подарки партнёрам ИРЦ. Эта практика, кстати, имеет прицел на дальнейшее трудоустройство учеников: партнёры, особенно коммерческие, могут заинтересоваться оригинальной работой и могут предложить её автору изготовить ещё какое-то изделие за плату.

Шестеро выпускников первого сезона обучения, помимо обычных дипломов, получили ещё и сертификат подмастерья, который даёт им право в будущем принимать участие в занятиях Школы ДПИ в качестве тьютора: пока мастер объясняет тему всей группе, тьютор может заниматься с кем-то из учеников индивидуально. В экстренных случаях подмастерье может даже заменять мастера для проведения занятия. А одна из выпускниц гончарной мастерской в минувшем сентябре ездила в Пензу на Международный фестиваль творчества и рукоделия «Канитель», где представляла нашу инклюзивную Школу ДПИ и рассказывала как о работе своего направления, так и о проекте в целом.

Школа ДПИ сегодня и перспективы её развития

Почти сразу после выпуска первого курса Школа начала набирать новых учеников, которые приступили к занятиям в начале сентября. В целом они обучаются по той же схеме, что и предыдущий набор, но немного по другим дисциплинам. На смену вязанию, валянию из шерсти и вышивке пришла живопись, бисероплетение и шитьё. Эти изменения были обусловлены пожеланиями самих учеников: ещё зимой они заполняли анкету, где помимо прочего можно было указать, какие ещё художественные ремёсла они хотели бы изучить.

Два уже почти завершённых курса обучения выявили некоторые проблемы инклюзивной Школы ДПИ, главная из которых – нехватка времени. Полгода занятий не хватает, чтобы подготовить настоящего профессионала того или иного ремесла. Поэтому было принято решение, что следующий курс обучения будет длиться целый год. Помимо освоения непосредственно ремесла, ученики будут изучать теорию, а также учиться создавать выставки, проводить различные мероприятия и презентовать себя как мастера. Лучшие из учеников даже смогут проводить самостоятельные мастер-классы.

В результате обучения ребята смогут не просто создавать какие-то интересные изделия, но и успешно представлять себя на рынке и нести полученные знания дальше. Кроме того, планируется приглашать на итоговые выставки других мастеров, чтобы превратить их не просто в защиту дипломных работ, а в своего рода ярмарки вакансий. Таким образом, обучение в нашей инклюзивной Школе ДПИ станет не инструментом только реабилитации, но и полноценного включения ребят с инвалидностью (и без неё) в экономические процессы общества – а без этого немыслима настоящая инклюзия.