Уроки дружбы и доброты

Свердловская область, г. Нижний Тагил

Руководитель – Зяблицев Максим Владимирович

Проблематика и основная цель проекта

Несмотря на то, что в нашей стране отмечается рост реализуемых инициатив по развитию инклюзивного общества средствами спорта, культуры и искусства, современное общество не до конца готово принять инвалидов как полноценных членов общества. Наиболее остро эта проблема ощущается в небольших городах и малых населенных пунктах, где почти полностью отсутствует доступная городская среда и совсем не реализуются практики по социализации людей с инвалидностью. Связано это, прежде всего, с тем, что у подавляющего большинства людей отсутствует понимание того, кто такой инвалид, какие потребности у него есть и как правильно предложить и оказать помощь человеку с ОВЗ. Помимо этого, в обществе существуют стереотипы о лицах с инвалидностью, поддерживающие мнение о том, что инвалиды являются замкнутыми, что они не способны контактировать и взаимодействовать с обществом и что инвалид – это человек, постоянно нуждающийся в опеке, жалости и сострадании.

проблемы инвалидовПроект «Уроки Дружбы и Доброты», реализуемый в Нижнем Тагиле с марта 2019 года, направлен, прежде всего, на разрушение этих стереотипов. Спикеры проекта, являющиеся лицами с ОВЗ, на собственном примере демонстрируют, что инвалидность в современном мире не является преградой на пути к самореализации человека. Любой человек, несмотря на наличие инвалидности, может достигать высоких результатов во всех сферах деятельности современного общества, может быть полноценным членом этого общества и, наравне с другими, может привнести большой вклад в его развитие. Также, жизненный опыт людей с инвалидностью может позволить им проводить инструктажи и мастер-классы по сопровождению лиц с ОВЗ, имеющих различные формы инвалидности, направленных на формирование квалифицированного волонтерского движения.

История и практическая реализация проекта

В феврале 2019 года в Нижнем Тагиле появилось молодежное объединение «Инклюзивное общество: Новая реальность», а уже со следующего месяца его участники начали проводить «Уроки дружбы и доброты» в учебных заведениях города, от школ до вузов. Сначала это был один общий урок, на котором выступали 5-6 спикеров с инвалидностью, они рассказывали ребятам каждый свою историю. Но потом решено было преобразовать это в серию из трёх уроков. Первый урок – теория, когда спикеры рассказывают собравшимся о инвалидности. Второй урок носит название «Школа будущего», и на нём организаторы просят учеников нарисовать собственно школу будущего, какой они её видят, не ограничивая свою фантазию никакими рамками. Третий же урок посвящён профессиям, на которых могут работать люди с инвалидностью.

Также в ходе «Уроков…» ребятам предлагают поучаствовать в своеобразных инклюзивных квестах: попробовать передвигаться с закрытыми глазами, ориентируясь в пространстве с помощью трости и указаний помощников, или завязать шнурки на ботинках, пользуясь только одной рукой. С помощью таких встреч организаторы проекта стараются показать детям и подросткам, с какими проблемами и сложностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ОВЗ, а также преодолеть предвзятое отношение общества к ним. Также они учат ребят не сдаваться, верить в свои силы, говорят о важности поддержки и умении сострадать.

Сейчас в команде проекта есть большое число спикеров, как с инвалидностью, так и без неё. Многие из них – довольно известные в Нижнем Тагиле люди, поэтому информация об «Уроках…» распространяется очень широко, и порой их просят провести не только для учебных заведений, но и для различных организаций города. Также у участников проекта был опыт проведения занятий онлайн, так что теперь они не ограничены географически и могут проводить свои «Уроки…» для любого города.

Уроки инклюзииУ проекта много партнёров: его поддерживают как некоммерческие организации Нижнего Тагила (Коворкинг «Тихое место», СО АНО «Шаг вперед» и другие), так и госучреждения (Управление социальных программ и семейной политики г. Нижний Тагил, Управление по развитию физичиской культуры, спорта и молодежной политики г. Нижний Тагил и другие). Но, несмотря на это, организаторы регулярно сталкивается с нехваткой материальных ресурсов, так как в проект держится в основном на энтузиазме спикеров и волонтёров.

Результаты реализации проекта

За время реализации проекта было проведено более 40 «Уроков дружбы и доброты» для двух десятков учебных организаций Нижнего Тагила, их участниками стали более 1000 человек. Но важность проекта лучше всяких количественных показателей демонстрирует реакция одного из студентов, посетивших «Урок…»: «Раньше я испытывал страх перед человеком с инвалидностью, а сейчас я знаю, что люди с ОВЗ – это в первую очередь ЛЮДИ, а потом уже имеют какие-то особенности… С ними можно и нужно дружить!»

Коллектив Новая реальность
Контакты

«Инклюзивное общество: Новая реальность»

Email: novaya.realnost.ink@yandex.ru

Добавить комментарий