FROM 22 July to 4 August 2020 of the year

The Samara Inclusive Resource Center, together with the Great Baikal Trail volunteer project with the support of the Presidential Grants Fund, conducted its first inclusive environmental and educational expedition to Lake Baikal ... If only you knew, how many amazing emotions and memories are hidden behind these informative, but dry lines! Yes, earlier IRC already organized tourist trips in the Samara region - and they were also inclusive, and environmental education, but it was on Baikal that the meaning of these terms was fully revealed.

Let's start, perhaps, with inclusiveness. The expedition to Baikal was attended by 26 people from different parts of Russia. The bulk of the group was, of course, from Samara, but guys from Irkutsk joined them, Penza, Surgut, Nizhny Tagil and other cities (it's a bit strange to call all the participants guys, because among them were like those, who does not and 20 years old, so those, who is already over 50, but during the entire expedition, this difference was almost not felt, so let there be "guys"). Moreover, many of them – with various forms of disability. But they weren't sitting by the lake at all, admiring the natural beauty. No, they worked on a par with everyone (and some – even more than the rest). And there was a lot of work ...

The main task of the expedition was the construction of the next section of the Great Baikal Trail – hiking trail, which in time should pass around the entire Baikal. At this point, the length of the already built trail is about 500 of 2000 km - this is the length of the lake's coastline. Against this background, those 300 meters, which were laid by the members of our expedition, may seem like a drop in the ocean, but it does not mean, that the work was done carelessly. On the contrary, the guys had to make every effort, to make your way through dense thickets of bushes and real swamps.

Here it was not enough just to clear the path of vegetation and remove the sod layer., as in the mountains. Here, the "troop-builders" now and then had to build gati - special wooden flooring, which allow you to overcome swampy areas. All this was done for the sake of, so that future tourists can overcome this path in a matter of minutes, without spending much effort on it, and our team did an excellent job with this task!

Almost all members of the expedition visited the construction of the trail: Brigadier of the "Great Baikal Trail" Roman wanted to let everyone contribute to this ambitious project, and at the same time evaluate the performance of all the guys. As a result, he was in for a few pleasant surprises. (although he himself, probably, never confessed, that I expected something different). The main surprise was, perhaps, Yuri: despite already far from young age and then, that one leg is completely replaced by a prosthesis, for two weeks he was a real example of hard work for others. Move heavy logs to the work site alone? No problem! Dig a hole under the support for the ghat? Easy! Chop through a thick root with an outlandish tool called Pulaski? A couple of hits is enough!

There was no such work task, which Yura could not cope with, and he still had enough energy, to go swimming in Baikal every morning and every evening. In his free time, Yura entertained his comrades with stories about his hikes., taught how to search and brew a tree mushroom chaga and showed, how to weave bracelets from laces. However, such participants were rather a rule on our project, than an exception, and you can tell a lot of interesting things about each of them, what, may be, we will eventually do.

Trail Before and After

But the activities of our expedition on Lake Baikal were not limited to the construction of the trail. The guys helped in the improvement of the Visit Center of the Baikal Nature Reserve: painted the fence, cleared the paths of grass, collecting garbage along the shore ... Someone may think this is insignificant, but the neat appearance of the Visit Center attracts tourists, and the more there are, the more funding the reserve has, which means more opportunities for nature conservation. So in fact every little thing is here (however, like almost everywhere) is of great importance.

The third front of work for the expedition participants was the Central Estate of the Reserve, near which our campground is located. Usually people were sent here in rainy weather, when no trail building, neither was it possible to be engaged in the improvement of the Visit Center. There was always work on the Central Estate: someone was busy sorting garbage, someone helped paint the wooden figure of a nutcracker bird, someone was cleaning in the National Town ... In the warm and dry House of the Naturalist on the Central Estate it was possible to glue envelopes for seeds, so that the guests of the reserve can then feed the birds, and some of the participants even found creative work - to draw warning posters for sable enclosures. Many visitors try to stroke them through the bars, forgetting, that these cute animals bite very painfully!

All this is not a complete list of those tasks., which the guys performed for the benefit of the reserve as part of the ecological component of the expedition. AND, believe me, it was not at all a burden for them, on the contrary, many noted, that it is much better to bring real benefits to Baikal, than just relaxing on its shores. This makes people feel more than just passive beneficiaries, but part of something big and important. Also, spending your energy and your time to help in preserving nature, you begin to understand and appreciate this very nature much more - no moral teachings and lectures can achieve such a qualitative effect.

However, the expedition members also listened to lectures, where without them. It is not for nothing that the name of the expedition contains the word "educational"! At the Museum of the Central Estate, the guys learned, that almost every scarecrow, hand-made by a taxidermist, a real tragedy is hiding, and in the numerous halls of the Visit Center they heard, what tragedy the whole Baikal can expect, if you do not stop the thoughtless exploitation of its resources ... Participants also learned a lot of useful things about the rules of handling various tools and equipment, which is used in the construction of the trail, and many many others. It's impossible to retell it all, and it is hardly necessary. If you so want to know it, then you will have such an opportunity next year, because the Inclusive Resource Center will definitely organize another expedition to Baikal, and you can also apply for participation in it!

By the way, many members of the last expedition have already thought about, to take part in the construction of the Great Baikal Trail once again, and it doesn't matter - as part of an inclusive or regular volunteer group, and some already on the shore of Lake Baikal signed up for our next expedition to Taganai. Isn't this the best mark for everything, what has been done in these two weeks!

REVIEWS OF EXPEDITION PARTICIPANTS

This expedition left a deep mark on our hearts. Now we will pass on this legacy to our children, friends. We will teach them to respect nature
There are a lot of impressions left, emotions and a lot of energy. I want to express my deep gratitude to the whole team for their support! I would like to thank the Inclusive Resource Center and the Great Baikal Trail organizations for, that they made it possible to participate in this project and made my dream come true - to visit Baikal! I love and appreciate you! I miss you already!
I thank all the guys for a great time and the opportunity to participate in such projects.!
I have never seen such beauty, I haven't tasted this water! Walked across the bridge for the first time, which I've only seen in films
Guys, you are best! Together we were able to do it! Proud of, that was next to each of you, you are smart, keep it up!
4 August ended with a stunning energy environmental inclusive volunteer project "Into the jungle of Khamar-Daban - 2" on the territory of the Baikal Nature Reserve. And the project's volunteers were positive, funny and just cool guys! These 14 days were really cool! Besides work, there was, of course, free time, games, theater, excursions, evenings of cultures, jokes, laughter, fun, songs with a guitar by the fire, even songs in sign language - it was very touching, swimming in Baikal, bathroom, and of course the starry sky!

Leave a Reply

С 22 июля по 4 августа 2020 года

самарский Инклюзивный ресурсный центр совместно с волонтёрским проектом «Большая байкальская тропа» при поддержке Фонда Президентских Грантов провёл свою первую инклюзивную эколого-просветительскую экспедицию на Байкал… Если бы вы только знали, сколько потрясающих эмоций и воспоминаний скрывается за этими информативными, но сухими строчками! Да, ранее ИРЦ уже организовывал туристические выезды по Самарской области – и они тоже были и инклюзивными, и эколого-просветительскими, но именно на Байкале смысл этих терминов раскрылся в полной мере.

Начнём, пожалуй, с инклюзивности. В экспедиции на Байкал приняли участие 26 человек из разных уголков России. Основная часть группы была, конечно же, из Самары, но к ним присоединились ребята из Иркутска, Пензы, Сургута, Нижнего Тагила и других городов (немного странно называть всех участников ребятами, ведь среди них были как те, кому нет и 20 лет, так и те, кому уже за 50, но в течение всей экспедиции эта разница почти не ощущалась, поэтому пусть будут «ребята»). Причём многие из них — с различными формами инвалидности. Но они вовсе не сидели на берегу озера, любуясь природными красотами. Нет, они работали наравне со всеми (а некоторые — даже больше остальных). А работы было немало…

Основной задачей экспедиции было строительство очередного участка Большой Байкальской Тропы — пешего туристического маршрута, который со временем должен пройти вокруг всего Байкала. К этому моменту длина уже построенной тропы составляет около 500 из 2000 км – именно такова протяжённость береговой линии озера. На этом фоне те 300 метров, которые проложили участники нашей экспедиции, могут показаться каплей в море, но это не значит, что работы велись спустя рукава. Напротив, ребятам приходилось прилагать максимум усилий, чтобы пробить путь через густые заросли кустарника и самые настоящие болота.

Здесь было недостаточно просто расчистить тропу от растительности и снять слой дёрна, как в гористой местности. Тут «тропостроителям» то и дело приходилось сооружать гати – специальные деревянные настилы, которые позволяют преодолевать топкие участки. Всё это делалось ради того, чтобы будущие туристы смогли преодолеть этот путь за считанные минуты, не тратя на это особых усилий, и с этой задачей наша команда отлично справилась!

На строительстве тропы побывали почти все участники экспедиции: бригадир «Большой Байкальской Тропы» Роман хотел дать каждому внести свой вклад в этот амбициозный проект, а заодно оценить работоспособность всех ребят. В итоге его ждало несколько приятных сюрпризов (хотя сам он, наверное, никогда не признается, что ожидал чего-то другого). Главным сюрпризом стал, пожалуй, Юрий: несмотря на уже далеко не юный возраст и то, что одну ногу ему полностью заменяет протез, он все две недели являлся настоящим примером трудолюбия для других. В одиночку перетаскать к месту работ тяжёлые брёвна? Не вопрос! Выкопать яму под опору для гати? Легко! Перерубить толстенный корень диковинным инструментом под названием «Пуласки»? Хватит пары ударов!

Не было такой рабочей задачи, с которой бы не справился Юра, и при этом у него оставалось достаточно энергии, чтобы каждое утро и каждый вечер ходить купаться в Байкале. В свободное же время Юра развлекал товарищей рассказами о своих турпоходах, учил искать и заваривать древесный гриб чагу и показывал, как плести браслеты из шнурков. Впрочем, такие участники были на нашем проекте скорее правилом, чем исключением, и про каждого из них можно рассказать немало интересного, что, быть может, мы со временем и сделаем.

Тропа До и После

Но деятельность нашей экспедиции на Байкале не ограничивалась строительством тропы. Ребята помогали в благоустройстве Визит-центра Байкальского заповедника: красили забор, очищали дорожки от травы, собирали мусор вдоль берега… Кому-то это может показаться несущественным, но ведь опрятный внешний вид Визит-центра привлекает туристов, а чем их больше – тем больше и финансирование у заповедника, а значит – больше возможностей для охраны природы. Так что на поверку каждая мелочь здесь (впрочем, как и почти везде) имеет большое значение.

Третьим фронтом работ для участников экспедиции стала Центральная усадьба заповедника, вблизи которой и расположился наш палаточный лагерь. Обычно людей сюда направляли в дождливую погоду, когда ни строительством тропы, ни благоустройством Визит-центра заниматься было нельзя. На Центральной же усадьбе всегда была работа: кто-то был занят сортировкой мусора, кто-то помогал красить деревянную фигуру птицы кедровки, кто-то убирался в Национальном городке… В тёплом и сухом Доме натуралиста на Центральной усадьбе можно было клеить конверты для семечек, чтобы гости заповедника потом могли покормить птиц, а некоторым участникам даже нашли творческую работу – рисовать предостерегающие плакаты для вольеров с соболями. Многие посетители пытаются погладить их через прутья решётки, забывая, что эти милые зверьки очень больно кусаются!

Всё это – далеко не полный перечень тех заданий, которые ребята выполняли на благо заповедника в рамках экологической составляющей экспедиции. И, поверьте, это им было вовсе не в тягость, наоборот, многие отмечали, что приносить реальную пользу Байкалу – куда лучше, чем просто отдыхать на его берегах. Это позволяет людям чувствовать себя не просто пассивными «благополучателями», а частью чего-то большого и важного. К тому же, тратя свои силы и своё время на помощь в сохранении природы начинаешь куда больше эту самую природу понимать и ценить – никакими нравоучениями и лекциями такого качественного эффекта добиться нельзя.

Впрочем, лекции участники экспедиции тоже прослушали, куда же без них. Не зря же в названии экспедиции стоит слово «просветительская»! В музее Центральной усадьбы ребята узнали, что практически за каждым чучелом, сделанным руками таксидермиста, скрывается настоящая трагедия, а в многочисленных залах Визит-центра услышали, какая трагедия может ожидать весь Байкал, если не прекратить бездумную эксплуатацию его ресурсов… Также участники узнали немало полезного о правилах обращения с различными инструментами и оборудованием, которое используется на строительстве тропы, и многое-многое другое. Пересказать это всё невозможно, да и вряд ли нужно. Если же вам так хочется это узнать, то у вас будет такая возможность в следующем году, ведь Инклюзивный ресурсный центр обязательно организует ещё одну экспедицию на Байкал, и вы тоже сможете подать заявку на участие в ней!

Кстати, многие участники прошедшей экспедиции уже задумались о том, чтобы ещё раз принять участие в строительстве Большой Байкальской Тропы, причём не важно – в составе инклюзивной или обычной волонтёрской группы, а некоторые уже на берегу Байкала записались в нашу следующую экспедицию в Таганай. Это ли не лучшая оценка всему, что было сделано за эти две недели!

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ

Эта экспедиция оставила глубокий след в наших сердцах. Теперь уже мы передадим это наследие нашим детям, друзьям. Будем учить их бережно относится к природе
Осталось очень много впечатлений, эмоций и море энергии. Хочу выразить огромную благодарность всей команде за поддержку! Хочу поблагодарить организации Инклюзивный Ресурсный Центр и Большая Байкальская Тропа за то, что дали возможность быть участником этого проекта и осуществили мою мечту – побывать на Байкале! Я вас люблю и ценю! Уже скучаю по вам!
Благодарю всех ребят за отличное времяпровождение и возможность поучаствовать в подобных проектах!
Такой красоты я не видела никогда, такой воды не пробовала! Первый раз прошлась по мосту, который видела только в фильмах
Ребята, вы лучшие! Вместе мы смогли это сделать! Горжусь тем, что был рядом с каждым из вас, вы умнички, так держать!
4 августа завершился потрясающей энергетики экологический инклюзивный волонтерский проект "В дебри Хамар-Дабана - 2" на территории Байкальского заповедника. И волонтерами проекта стали позитивные, веселые и просто классные ребята! Эти 14 дней были действительно крутыми! Кроме работы было, конечно, свободное время, игры, театр, экскурсии, вечера культур, шутки-прибаутки, смех, веселье, песни под гитару у костра, даже песни на языке жестов - это было очень трогательно, купание в Байкале, баня, и конечно звездное небо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *