Инклюзивная школа журналистики
Это проект в сфере социальных инноваций, направленный на профориентацию молодежи в инклюзивных (с инвалидностью и без ОВЗ) группах добровольцев, а также качественное улучшение работы добровольческого и общественного (некоммерческого) секторов Самарской области.
Проект был нацелен на решение следующей проблематики:
Первое. Слабая информационная составляющая большинства добровольческих акций и мероприятий общественного сектора Самарской области. Это препятствовало увеличению числа участников и благополучателей и замедляла их качественное улучшение. Объясняется это, в том числе, острой нехваткой добровольцев, сотрудников волонтерских центров и НКО, специалистов, обладающих профессиональными навыками и готовых последовательно работать с информационной составляющей мероприятий и проектов.
Второй важный аспект проблемы — это низкая конкурентоспособность молодежи с тяжелыми формами инвалидности на квалифицированном рынке труда, что препятствует их самореализации и улучшению качества жизни.
При этом развитие современных технологий позволяет людям с самыми разными формами инвалидности (ДЦП, нарушения зрения и слуха) успешно работать в информационной сфере.
Проект «Инклюзивная школа журналистики» стартовал 13.01.2014 и завершился 28.02.2016. Сначала он был реализован в Самаре, а потом — в Самарской области. В итоге участниками стали 80 жителей Самары, Тольятти и Сызрани, 21 из которых с различными формами инвалидности.
Программа обучения состояла из 2 этапов: теоретический (с привлечением экспертов в сфере медиа) и практический (с получением необходимых компетенций на крупных мероприятиях в качестве самостоятельных журналистов\блогеров или в редакции крупных местных изданий).
На практическом этапе участников делили на группы по 3-4 человека. Формирование группы происходило так, чтобы не было пересечений по формам инвалидности и чтобы не менее 30% группы не имели ограничений по здоровью. У каждого члена группы была своя роль в соответствии с его возможностями, например, фотографировать мог человек с нарушением слуха, а редакторскую работу выполнять человек на коляске. Также заметки участников публиковались в новостных интернет-ресурсах.
По итогам работы проводился конкурс среди материалов, созданных участниками проекта. Победители были награждены ценными подарками (фотоаппаратами, портативными устройствами и т.п.). Некоторые участники благодаря проекту нашли не только свое призвание и получили новые умения, но и устроились на работу.
Спустя несколько лет после окончания Инклюзивной школы журналистики, можно наблюдать его выпускников, которые занимаются активной общественной деятельностью, работают в сфере журналистики и ведут популярные личные блоги.
Таким образом, благополучатели проекта стали первой структурированной группой добровольцев, которая обладает навыками социальной информационной политики и активно применяет их в поддержку общественного и добровольческого секторов всего региона.
Источники финансирования
Проект «Инклюзивная школа журналистики» был поддержан Федеральным агентством по делам молодежи и стал победителем Молодежного Форума Приволжского Федерального округа «iВолга-2015». А также собственный вклад руководителя и команды.
Какие трудности при реализации проекта возникали
Из-за ограниченного финансирования и того, что не все спикеры имели возможность выезда, не получалось полноценно проводить программу в городах Самарской области, поэтому там теоретическая часть обучения была в сжатом варианте. И, как следствие, заинтересованность аудитории и результативность обучения в других городах была ниже, чем в Самаре.
Группы проекта в социальных сетях:
Руководитель: Транцев Алексей Сергеевич
Электронная почта: ikd-samara@yandex.ru